gervasiy (gervasiy) wrote,
gervasiy
gervasiy

ММКФ, День 5-й: Герои и злодеи

В "противовес" дню четвертому сегодня - ни слова о российском кино; всё-таки, несмотря на "санкции, которые вокруг нас" (Н.Михалков), как в конкурсе, так и в других программах хватает хороших зарубежных фильмов.

О том, что на Балканах есть интересные режиссеры помимо Кустурицы, мы знаем благодаря, в первую очередь, "Листопаду", где каждый год неизменно показывают отличные сербские, хорватские и боснийские фильмы. Если отбросить комедии, это в основном рефлексия на тему войны 91-95, натовских бомбардировок-99 и межконфессиональных конфликтов в Боснии. В то время как о косовской проблеме - после провозглашения краем независимости - рассказывали в основном документалисты и фотографы. "Анклав" (Горан Радованович, Сербия-Германия) одним из первых пытается говорить о сербском меньшинстве в Косово в жанре игрового кино. Начинается фильм с того, что Ненад (сорвавший бурные аплодисменты на пресс-конференции Филип Шубарич), единственный ученик в сербской школе в одной из деревень на территории Косово, пишет сочинение на тему "Мой друг", из которого мы узнаем, что друзей у него нет. После урока он отправляется домой в БТРе миссии KFOR, в который бросают камни албанцы. Дома - отец, который пьет (харизматичный Небойша Глоговац), и дед, который умрет. Ненад справедливо опасается своих албанских сверстников, но в то же время его тянет к ним. "Дружба" рождается из зависти ("Возьми нас с собой в БТР, а мы возьмем тебя купаться"), и ничего хорошего из нее, разумеется, не выйдет. Режиссер-серб Горан Радованович, по его словам, снимал фильм с верой в примирение двух народов и с надеждой именно на молодое поколение. И строил сюжет так, чтобы в это поверили и зрители. Однако условный "нейтралитет" до конца не выдерживает: взять хотя бы контраст "албанская свадьба с пальбой из ружей - сербская похоронная процессия под охраной KFOR".

Еще одна относительно новая тема в игровом кино - ениши и их жизненный уклад. Жан-Шарль Ю снимал их и в первом своем фильме ("Крутая гонка"); в "Сгинь!" (дословный перевод - "Съешь мои кости") главные роли вновь отведены Доркелям. Правда, на первом плане на этот раз - юный Джейсон. Он охотится на кроликов и сливает бензин на стоянках фур. Завтра должно состояться его крещение, и родственники верят в то, что оно благотворно повлияет на судьбу парня. Но очень некстати из тюрьмы после 15 лет заключения возвращается старший брат Джейсона Фред. Он считает подвигом то, что после смерти отца вовровал еду для семейства и не понимает, за что был наказан. Младший смотрит на брата с восхищением, что не может не волновать семью - никто не хочет, чтобы Джейсон ступил на ту же опасную тропу. Тем не менее, Фред бьет копытами, и уже этой ночью ениши отправятся воровать грузовик с медью. Разумеется, все пойдет не так, как планировалось.

Проблемы с законом и у ребят из испанского фильма "Герои зла" (Соэ Берриатуа). И они, как Фред Доркель, не видят ничего зазорного в том, чтобы воровать еду из магазинов, прогуливать уроки и избивать до полусмерти обнаглевшего задиру-одноклассника. Они - это типичный объект насмешек ровесников Аритц (Хорхе Клементе), брошенный любимой девушкой Эстебан (Эмилио Паласиос) и сторонящаяся всех Сара (Беатрис Медина). Блестящий, блестящий актерский ансамбль! Все они вызывают такую гамму чувств, от отвращения и презрения до сочувствия и восхищения; не знаю, приходилось ли им самим быть изгоями, клясться в вечной любви, обманывать и предавать, но всё это они убедительно переживают на экране. Как говорил один мой друг, компания из трех человек имеет тенденцию распадаться на "2+1". Это присходит и с героями; один из них станет третьим лишним в классическом смысле, и, как следствие, решится на поступки, пугающие и отталкивающие друзей, не готовых пойти до конца ни в любви, ни в ненависти. И если Сара сразу отмежуется от Аритца, то Эстебан долго будет метаться между долгом дружбы и собственным страхом. Финал же у этой истории и вовсе шекспировский - яд будет принят за мгновение до того, как выяснится правда.

И пару слов еще об одном фильме - "В одиночестве" (Жоанна Ломбарди, Перу). Я все думал, когда ж такой снимут;) Все эти режиссеры артхаусных фильмов невероятно гордятся пальмовыми ветвями, медведями и львами, но тоска о том, что твои шедевры не то чтобы не понимает, а даже не хочет смотреть широкая публика - нет-нет, да и щемит душу. И вот четверо друзей отправляются по деревням, чтобы в буквальном смысле нести искусство в массы - показывать свой фильм на площадях и стадионах. Только вот смотреть такое (какое - мы не знаем; фильм остается загадкой) даже за бесплатно почти никто не хочет. По дороге молодые режиссеры беседуют на разные высокие и не очень темы, играют в "Я пройду по мосту с..." и даже снимают новый фильм о кинематографических пристрастиях сельских жителей.
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments